Концерн 'БАЙАЗЕТ'
Главная  >  Наследие Армении  >  История Армении  >  Россия Армения  >  Россия в истории Армении

Россия в истории Армении

Связи армян и Руси в разных областях культурной жизни окрепли и  усилились после принятия на Руси христианства. Уже в 12-ом веке с армянского языка на русский были переведены «Житие Григория Просветителя» и «Житие блаженных дев», а с русского на армянский - «Житие Бориса Глеба». Русский художник Флор участвовал в выполнении росписи городского храма Ани; это роспись представляет собой  шапку великого князя Владимира  Мономаха. Армянские же художники участвовали в росписи Новгородской церкви, буквы армянского алфавита выгравированы на крыше  саркофага Ярослава Мудрого. Всего же  в храме Св. Софии в Киеве выявлены 22 армянские надписи.

Крепли и  военные связи: еще в X веке русские князья, узнав о храбрости армянских воинов, приглашали их на льготных условиях на воинскую службу. В 1054 г. в борьбе против сельджуков, напавших на Армению, участвовала и воинская часть, сформированная из русских.

Татарское нашествие прервало течение нашей истории. Но в XIV веке армяне становятся частыми и желанными гостями в Москве. О роли армян в  жизни Руси выразительно написал И. А. Линниченко: «Наиболее прославленные  торговые центры южной России своим богатством, пышностью и значимостью в большой мере  обязаны именно армянам. Благодаря этому проворному, шустрому, способному ко всяким начинаниям народу торговые центры Южной России стали посредником между торговцами Востока и Запада. Зная восточный образ жизни, владея восточными языками, будучи отлично знакомыми с путями сообщения по Востоку, наделенные храбростью, хорошо владея оружием - качества, необходимые для совершения опасных путешествий по населенным разбойничьими племенами странам Востока,- армяне издавна приступили к сухопутной торговле между Западом и Востоком».

Торговый путь, проходивший из Персии через Каспийское море до Белого, так и называли «армянской дорогой». Россия привлекала армян к дипломатической службе, поручала им ответственные миссии на Востоке. Благодаря знанию восточных языков армяне часто служили также переводчиками.

В 1670 г. Купец Григор Лусиков привез Алексею Михайловичу письмо католикоса  Петроса, в котором тот просил царя не только оказать прибывшим армянам хороший прием, но и «быть поддержкой всех армян». Восточная политика Руси была, как видно из дальнейших событий, уже определена. Суть этой политики: создание европейской коалиции против турецкой угрозы, вовлечение в коалицию Персии, в Закавказье опора на христианские народы: армян и грузин.

Частью этой политики было содействие переселению армян в Россию. Переселенцам предоставлялись немалые привилегии: на многие  десятилетия они освобождались от налогов и иных повинностей, могли свободно строить церкви. Армянам предоставляли самоуправление, они могли жить по своим законам, имели собственные суды.

Политику Алексея Михайловича продолжил его сын. В 1695 г. в письме к персидскому шаху Петр требует, чтобы вся торговля шелком, сосредоточенная в руках армянских купцов, направлялась через Астрахань в Москву и «чтобы тех армян в государство царского величества с товарами для торгового промыслу  в порубежных городах пропускали без задержания со вспомогательством, без  всякой помешки».  В одном из пунктов указа об учреждении Сената (22 марта 1711) записано: «Армян как возможно приласкать и облегчить в чем пристойно, дабы тем подать охоту  для большего их приезда». Указ Петра от мая 1711 г. закреплял за армянскими купцами все льготы, предусмотренные прежними договорами. По просьбе армян, занимающихся торговлей,  пошлины с товаров взимались не в «порубежных городах», а лишь в Москве. Впервые армянам разрешался беспошлинный ввоз драгоценных камней.

Во второй половине XV в.  – начале XVI в. ситуация в Передней Азии резко изменилась. Появившееся еще в середине XIV в. государство турок – османов нанесло Византии ряд сокрушительных ударов. В 1453 г. турки заняли Константинополь, и Византийская империя прекратила свое существование. Завладевшая ее землями Османская империя включила в свой состав территорию Передней Азии, Балканский полуостров, став тем самым одной из могущественных держав того времени. Вскоре между Османской Турцией  и Сефевидским Ираном началась война, которая тяжело отражалась на состоянии Армении, поскольку ее территория, как правило, становилась ареной боевых действий враждующих сторон. В 1639 г. между Турцией и Ираном был заключен мирный договор, согласно которому Западная Армения отошла к Турции, а Восточная – к Ирану. Армянский народ в новые времена вступил под жестоким чужеземным игом.

Будучи разделенным между Турцией и Ираном, армянский народ находился в тяжелом положении, подвергаясь одновременно и национальному, и социальному гнету. Подобное положение побуждало армянские общественно – политические  круги к поиску путей освобождения от чужеземного ига. В этих поисках ведущую роль играла армянская церковь. В начале армяне пытались получить помощь от европейских стран. С этой целью в XVI – XVII вв. в Европу посылались миссии, которые безуспешно обращались к правительствам европейских государств и к Ватикану.

Усиление России в XVI– XVII вв., повышение ее роли в международных отношениях побудило  армянских общественно – политических деятелей  попытаться найти именно в России ту внешнюю силу, которая была бы в состоянии способствовать освобождению Армении. Учитывалось и то, что военные и экономические интересы России неизбежно ведут её к осознанию необходимости утверждения в Закавказье. Таким образом, внешнеполитические устремления России совпадали с интересами армянского народа.

 

Кафе - ресторан

Фабрика БАЙАЗЕТ

Туризм БАЙАЗЕТ

Наследие Армении