На протяжении веков Византийская и Армянская Церкви неоднократно совершали попытки объединения: первая была предпринята в 654 году в Двине при правлении императора Византии Констаса II (641-668 гг.) и Католикоса Нерсеса III (641-661 гг.), следующие - в VIIIи IX вв. Самую серьезную попытку объединения Церкви предприняли в XII веке. Этот век в истории Армении был ознаменован тем, что армянский народ мигрировал в восточные провинции Византии.
В начале 1165 г. между епископом Нерсесом Шнорали, который являлся ревностным сторонником идеи объединения Византийской и Армянской Церквей, а также византийским протостратором Алексом, зятем императора Комнина, состоялся разговор о различиях между Церквами. Алекс попросил епископа записать их разговор и ответить на ряд вопросов, интересующих греческих архимандритов. Нерсес подготовил и передал протостратору «Изложение веры Армянской Церкви» в двух частях. В первой части речь шла о воплощении Христа и Святой Троице, а во второй – об особенностях совершения обрядов в Армянской Церкви.
Алекс сам лично вручил «Изложение веры Армянской Церкви» императору Мануилу. Обсудив этот текст с Патриархом Константинопольским, император решил, что «Изложение веры» может стать основой для объединения Византийской и Армянской Церквей. Св. Нерсес, уже будучи Католикосом Армении, выслал императору еще одно письмо, в котором он уточнял, что объединение Церквей должно осуществляться не по принципу «хозяин и слуга», а на равных условиях, на основе Библии и Св.Предания. И если обнаружатся некие обрядовые и богословские отклонения, они должны быть обязательно подкорректированы.
В ответ на послание Нерсеса Шнорали император и Патриарх Михаил III в 1172 г. предложили армянам принять ряд условий:
Св.Нерсес, будучи яростным защитником идеи объединения Церквей, был разочарован таким ответом. Через посланника императора, он ответил, что примет решение только после созыва Национально-Церковного Собора. В 1179 году обещанный Собор был созван в г. Ромкла.
В Соборе приняли участие епископы Армении, Киликии, представитель Патриарха Сирийской Яковитской Церкви, католикос Агванка. С одной стороны, созванный Собор утвердил толкование Армянской Церкви о едином естестве, отвергнув учение о двух природах, двух волях, двух воздействиях, с другой стороны – осудил крайности монофизитства.
О решении Собора в Константинополе узнали уже после смерти императора Мануила (+1180). Последователи императора не проявили никакого интереса к объединению Армянской и Византийской Церквей.
Кафе - ресторан |
Фабрика БАЙАЗЕТ |
Туризм БАЙАЗЕТ |
Наследие Армении |