Концерн 'БАЙАЗЕТ'
Главная  >  Наследие Армении  >  Культура Армении  >  Религия Армении  >  Армяно-латинские отношения

Армяно-латинские церковные отношения
в XII - XIV веках

 

Во второй половине XII века Армянская Церковь впервые за историю своего существования установила контакт с Римской Церковью.

После крестовых походов на Востоке было основано несколько латинских княжеств. По этому поводу в Иерусалиме был созван Собор Римской Церкви, на который был приглашен и Католикос Григор III. На Соборе обсуждались обрядовые и богословские отличия Армянской Церкви от Римской (Латинской). По возвращении в Рим, епископ Аллерик положительно отзывался перед Иннокентием о Григоре III и его брате Нарсесе Шнорали.

Папа Римский в своем послании Католикосу Армении признал православие Армянской Церкви, предложив армянам для совершенного единства двух Церквей подмешивать в Святую Чашу воду, а Великое Рождество отмечать 25 декабря.

В 1195 году император Германии Генрих IV провозгласил князя Левона королем Киликии. Спустя год Левон получил корону от византийского императора Алексия III (1195-1203), однако коронация так и не состоялась. Князь желал быть коронован Западом, чтобы иметь покровительство с его стороны, а по законам тех лет все политические образования Запада утверждались только Папой. Папа также не мог благословлять или короновать человека, если тот был другого вероисповедания. Поэтому когда для коронации в Киликию прибыл кардинал Конрад, посланник Папы, он выдвинул идею объединения Армянской и Латинской Церквей, предложив армянам несколько условий, а именно:

  • отмечать Господние праздники в строго утвержденные даты;
  • проводить богослужения в церкви, а не в притворе;
  • употреблять в пищу только рыбу и растительное масло в сочельник Рождества и Пасхи.

Для обсуждения этих условий Левон созвал Собор, который отклонил предложение Рима. Тем не менее, между епископами-поборниками государственных интересов Киликии и римскими представителями было заключено соглашение. 6 января 1198 г. князь Левон был коронован по канонам Латинской Церкви.

В 1243 г. состоялся II Сисский Собор с участием духовенства Киликии, на котором были утверждены 24 канона, преимущественно о быте верующих. Позднее эти каноны вместе с Энциклопедией Католикоса были отправлены для утверждения в Восточную Армению. Поскольку Папа Иннокентий IV был не удовлетворен этой ситуацией, он послал в Киликию Епископа Тиманча, дабы разъяснить политические выгоды, которые могли бы извлечь армяне из объединения Церквей.

Царь Хетум отправил послание Папы Католикосу Константину с просьбой ответить на него. Хотя Католикос уважительно относился к Римскому престолу, он не мог принять условия, предложенные Папой. В своем послании царю Хетуму, он отвергал вероучение Римской Церкви и просил его не доверять Западу. Получив такой ответ, Римский Престол в 1250 году предложил принять лишь учение Филиокуз, суть которого заключалась в том, что Св.Дух исходит как от Бога Отца, так и от Бога Сына.

Для того чтобы дать ответ на это предложение, Католикос Константин в 1251 году созвал III Сисский Собор, на котором решение так и не было принято.

В 1292 г. на патриарший престол Армении вступает епископ Анаварза Григор VII (1293-1306) – приверженец идеи объединения всех христианских Церквей, готовый ради достижения цели принести в жертву некоторые обычаи Армянской Церкви. Первым делом он привел в порядок армянские четьи-минеи в соответствии с латинскими и греческими, а также утвердил 1 ноября датой праздника Всех святых. Он попытался внести изменения и в вопросы обрядового характера, что вызвало серьезные возражения со стороны духовенства Восточной Армении.

Реакция Восточной Армении, а также повторное совершение таинства миропомазания над невестой греческого царя армянкой Мариам по требованию Византийской Церкви заставили Григора Анаварзеци обратить свой взор на Запад. Собираясь вводить новоизменения в обряды Армянской Церкви, он написал несколько шараканов для празднования Рождества и Крещения, которые планировалось отмечать раздельно.

Однако, не получив реальной помощи и от латинян, Григор не счел нужным продолжать заниматься проблемой объединения Армянской и Латинской Церквей. Поскольку цари Хетум и Левон надеялись все-таки получить поддержку от Запада, они непрестанно требовали от Католикоса объединения Церквей. Когда Католикос отказался участвовать в этом, он был низложен и отправлен в ссылку, где и скончался в 1306 г.

Год спустя царь Левон созвал в Сисе Собор, на котором он предъявил письмо, якобы написанное рукой Католикоса Анаварзеци. Письмо содержало следующие обрядовые и богословские изменения:

  1. подмешивать в Св.Чашу воду;
  2. признать во Христе две природы, две воли и два воздействия;
  3. принять решения семи Вселенских Соборов;
  4. Трисвятую песнь исполнять с добавлением имени Христа «Христос, что распныйся за ны»;
  5. Рождество, Сретение, Благовещение и другие Господние праздники отмечать как латиняне и греки;
  6. в сочельник Рождества и Пасхи употреблять в пищу только рыбу и растительное масло.

Эти изменения были одобрены всеми участниками Сисского Собора, за исключением пяти епископов. На этом же Соборе избрали нового Католикоса Армении, которым стал поборник объединения Константин III Кесараци (1307-1322). 

 

Кафе - ресторан

Фабрика БАЙАЗЕТ

Туризм БАЙАЗЕТ

Наследие Армении