Концерн 'БАЙАЗЕТ'
Главная  >  Наследие Армении  >  Культура Армении  >  Религия Армении  >  Отношение к иконам

Отношение Армянской Церкви к святым иконам

 

В X веке византийцы неоднократно обвиняли Армянскую Церковь в иконоборчестве. В этом их поддерживали сирийцы, грузины, русские. Однако дошедшие до нас памятники архитектуры и историко-литературные издания свидетельствуют о том, что в V-VIII вв. Армянская Церковь не противилась изображению Господа, Богородицы и святых, и широко использовала иконы.

В IX-XIIвв. в разных уголках Армении можно было увидеть иконы, имеющие культовое значение, к примеру, такие как: изображения Пресвятой Богородицы, монастыря Варага (972) и монастыря княжества Филарета Варажнуи (1071-1166), кафедрального собора Тарсона (1197), церкви Сурб Хач Зораворац в Анаварзе (1104). Имея широкое распространение в те века, изображения святых использовались во фресках, миниатюре и скульптуре. Для освящения картин, изображающих святых, Армянская Церковь осуществляла особый обряд.

Однако, наряду с почтенным отношением к иконам, в X веке в Армянской Церкви зарождаются иконоборческие тенденции. Роль в этом, предположительно, сыграли два основных фактора. Во-первых, в VIII-IX вв. в Армении владычествовали арабы, у которых по законам ислама были запрещены изображения людей. В 716 году халиф Езид 11 приказал уничтожить все картины в Армении, изображающие святых. Таким образом, иконопись в Армении сменилась росписью.

Во-вторых, когда в 843 году в Византии Православие одержало победу, почитание икон стало византийско-церковной особенностью. В связи с этим, между армянскими и византийскими богословами возникла догматическая борьба. Противоборствуя обвинениям византийцев, армяне (которые, вполне вероятно, при владычестве арабов забыли иконопочитание) выступили против икон, поскольку считали их особенностью Византийской Церкви. Такая ситуация доминировала преимущественно в Шираке, граничившим с Византией. В отдаленных же от Византии районах – Сюнике и Васпуракане, иконы по-прежнему широко использовались.

К XI веку сложившаяся иконоборческая ситуация начинает изменяться. Уже в начале XII века армянский ученый Иоанн Саркаваг в своих трудах формулирует позитивное отношение Армянской Церкви к иконам: иконы помогают людям стать ближе к Господу Богу. Поклонение образу Иисуса Христа должно приноситься Самому Христу, а не веществу изображения. Поклонение изображениям Богородицы и святых также должно быть обращено ко Христу. Поклоняться можно только перед освященными иконами.

 

Кафе - ресторан

Фабрика БАЙАЗЕТ

Туризм БАЙАЗЕТ

Наследие Армении