Концерн 'БАЙАЗЕТ'

Арарат

Область Арарат находится на западе Армении, к югу от Еревана. Центром является г. Арташат. Араратская область включает территории бывших административных районов - Араратского, Арташатского и Масисского. Главная магистраль тянется по всей области вдоль левого берега р. Аракс. Гора Арарат, которую библия связывает с Ноем, имеет большое влияние на армян и была обьектом культа и мифов. 

На севере области горы покрыты хосровскими лесами. Это искусственным образом посаженные леса. Сейчас это зона национального парка, охраняемая государством. Центр области расположен в северной части столицы исторической Армении, и, согласно письменным источникам и раскопкам, являлся одним из крупнейших центров эллинистической культуры, просуществовавший до 370 г. н. э.

Здесь, помимо Арташата, находилась и другая древняя столица Армении – Двин, основанная в 332-338 гг. до н. э.

Область богата историческими памятниками – монастырь Агдоц (XIII в.), Авуц Тар (X-XVIII вв.), Шенац (VI-XV в.), крепость Какаваберд (IV-XII в.). У туристов есть возможность насладиться пешими прогулками, полюбоваться природой, рыбной ловлей.

 

Арташат

 

Арташат - город, основанный царём Арташесом I, объединителем армянских земель. Его основание, судя по всему, относится к 90-м годам II в. до н. э. С этого времени и до IV в. н. э. он был столицей Армении. Греческий историк Страбон свидетельствует: «Город этот расположен в углублении, похожем на полуостров, кругом него, исключая перешейка, тянется перед рекою стена; перешеек его обведён рвом и насыпью». Эти, а также сведения других историков, позволяют определить место древнего Арташата на левом берегу Аракса, там, где в него впадает Мецамор.

Имеются достоверные свидетельства историков, что Арташат возводился с помощью переселённых в него жителей. Льготы, предоставляемые при этом горожанам, облегчали задачу строительства и благоустройства. Обычаи эти были широко распространены тогда во многих городах эллинистического мира.

Раскопки города выявили его укреплённую часть, расположенную на девяти холмах. Греко-римские и армянские историки сообщают о царском дворце, располагавшемся в цитадели. Вероятнее всего этот дворец был поставлен на холме, там, где уже в XVII веке построили монастырь Хор-Вирап. Рядом с дворцом находилась и темница для особо опасных преступников. Эти же источники упоминают о целом ряде общественных зданий, выделявшихся своими архитектурными достоинствами.

Вопрос о существовании в Арташате здания театра не ясен до сих пор. Только раскопки смогут  подтвердить сообщения очевидцев о театральных представлениях именно в здании театра, сегодня же есть свидетельства того, что театральные действа производились в царском дворце.

До нас дошёл полный драматизма рассказ, повествующий о представлении трагедии Еврипида «Вакханки» в царском дворце Арташата. На нём присутствовали и парфянский царь Ород, сын его Пакор, вступивший в брак с сестрою царя Артавазда. Это было время войны Парфии и Армении с Римом. В 53 г. до н. э. при Каррах римляне потерпели поражение и потеряли своего полководца Красса. Его голову и правую руку доставили парфянскому царю в Арташат. Посланец прибыл в то время, когда весь двор смотрел трагедию; он вышел на просцениум и бросил перед царями страшные доказательства одержанной победы. Актёр Ясон из Тралл, исполнявший роль Агавы, подхватил голову Красса и показал её вместо головы растерзанного менадами Пенфея, произнеся при этом, как и следовало по ходу действия, слова трагедии: «Мы приносим с гор рога оленя, только что убитого на нашей счастливой охоте». Гром рукоплесканий был ответом на слова находчивого актёра, это означает, что греческая речь была понятна заполнившей зал армянской и парфянской знати.

Слава крупного и богатого города, названного Плутархом «Карфагеном Армении», продолжала сопутствовать Арташату и в I в. н. э. Римский полководец Корбулон в 59 году сначала разрушил город, затем Трдат I с помощью средств и мастеров, отпущенных Нероном, к 77 году восстановил его. Таковы судьбы многих городов Армении. Но превратности судьбы не могли остановить роста Арташата, расцвета его культурной и экономической жизни. Да иначе и не могло быть, так как Арташат оказался на Великом шёлковом пути.

Рим, бывший в то время законодателем мод, перестал удовлетворяться виссоном - тканью египетских фараонов. Археологи до сих пор не пришли к единому мнению относительно его происхождения. Известно, что виссон - это тончайшая ткань обычно белого цвета, иногда окрашиваемая пурпуром. Мы знаем также, что из неё изготовлялист жреческие и царские одежды. Геродот, описывая процесс бальзамирования мумий, говорит, что «тело с головы до ног закутывалось повязками из виссона». Плиний Старший свидетельствует, что виссон ценился по весу золота. Виссон часто упоминается в Библии, из него сделаны одежды первосвященника и священников. В Риме одежды из виссона сперва были исключительным правом императоров, затем патрициев, а после и представительниц древнейшей профессии. От Рима не отставала и Парфия, виссона стало недоставать и тут на историческую арену вышел шёлк из Китая.

Дорога, названная позже Великим шёлковым путём, по которой шёлк из Китая перевозился в Переднюю Азию, а впоследствии и в Европу, начала действовать со II в. н. э. Начинаясь в Центральном Китае, она 7000 километров извивалась по югу Азии, Ближнему Востоку, проходила через север Ирана к Араксу, оттуда через Арташат шла к портам Чёрного моря. Борьбу за Шёлковый путь вели купцы Рима и Парфии, затем его пытались захватить персы, протекторат над ним устанавливал и Багдадский Халифат. Только в XVI веке развитие мореплавания из Китая в Европу свело на нет достоинства Шёлкового пути.

Во II же веке Арташат был важным пунктом на Шёлковом пути. Его можно найти обозначенным на подорожной карте римского времени, изображённой на кожаном щите, найденном археологами. Он упоминается в эдиктах императоров Восточной Римской империи, в частности, эдиктом Кодекса Юстиниана между империей и сасанидской
Персией существовало соглашение, согласно которому международная торговля на Шёлковом пути производилась в трёх пунктах, одним из которых был Арташат. Здесь была устроена таможня, где взимались пошлинные сборы Шёлкового пути. Можно предположить, что она располагалась на склоне холма с царским дворцом.

Событием, оказавшим роковые последствия на судьбу Арташата, явился поход в IV веке сасанидского царя Шапура II, разрушившего город и угнавшего его жителей. Арташат более не оправился от этого удара и из большого города, бывшего около 600 лет столицей Армении, он постепенно стал маленьким сельским поселением.

 

Двин

 

Двин известен как город средневековой Армении, бывший ее столицей с IV века. Сюда ещё в середине III века, по свидетельству армянского историка Мовсеса Хоренаци, начали выселяться жители находившегося неподалеку Арташата. В IV веке Хосров II Аршакид переносит царскую резиденцию на Двинский холм. После этого Двин на протяжение веков был столицей, центром вассальных армянских княжеств и наместничеств вплоть до 30-х годов XIII века, когда его захватили и беспощадно разграбили орды Тамерлана. После этого город не возродился, на его месте возникли сельские поселения.

В V веке сюда из Вагаршапата на несколько столетий переносится престол католикосов Армянской церкви, строится патриарший собор Сурб Григор и дворец католикоса. В Двин переселяются вельможи, богатые торговцы и ремесленники, они строят дворцы и усадьбы, лавки и мастерские. Город постепенно становится центром экономической, духовной и политической жизни Армении.

Территория Двина занимает около 400 гектаров. В центре города, на холме, была выстроена цитадель с мощными стенами и башнями. В цитадели помещался дворец с многочисленными службами и гарнизон. Вокруг цитадели располагались укреплённые городские кварталы.

Ни одно из сооружений Двина не дошло до наших дней, причин тому несколько. Основным строительным материалом здесь была глина в виде обожжённых кирпичей - материал недолговечный; только несколько монументальных зданий были построены из светлого известняка и туфа. За время своего тысячелетнего существования Двин многократно разрушался неприятелем и снова восстанавливался, претерпел два стихийных бедствия - землетрясения 863 и 893 годов, которые не только разрушили город, но и унесли с собой большие человеческие жертвы. В этих условиях нет ничего удивительного, что о материальной культуре Двина мы судим лишь по находкам археологов.

В центральном квартале, неподалеку от собора, были выстроены покои католикоса. Привратника, некогда охранявшего вход в палаты, давным-давно нет и сюда можно свободно войти. Перед глазами картина полного разрушения - от стен остались только фундаменты, от колонн - несколько баз, наполовину скрытых под более поздним кирпичным полом, и одиноко лежащая огромная капитель, украшенная с лицевой стороны резным декором. Тринадцать веков назад здесь высились монументальные колоннады парадного двора патриарших палат. Многое видели на своём веку эти палаты. Здесь в VII веке знаменитый католикос Нерсес III Строитель принимал императора Византии Константина, остановившегося, по свидетельству современника событий историка Себеоса, в патриаршем доме. Сюда сходились нити оживлённой борьбы религиозных течений Армянской церкви. Здесь, вероятно, Нерсес обсуждал с зодчими проекты своего прославленного храма - Звартноца.

Двин был известен разнообразной продукцией своих ремесленников. Ковры и кружева, изделия из шёлка, поливная керамика и фаянсовая посуда, ювелирные украшения и изделия из металла - неповторимые образцы декоративно-прикладного искусства. Торговые и денежные отношения занимали здесь важное место. Медные и серебряные монеты, чеканенные в Двине в арабские времена, были обнаружены в кладах монет Прибалтики и Скандинавии. В тоже время на территории города найдены золотые, серебряные и медные монеты Востока и Средиземноморья. Многочисленные археологические находки, сделанные в мощном восьмиметровом культурном слое Двина, собраны в интересной музейной экспозиции при территории раскопок.

 

Кафе - ресторан

Фабрика БАЙАЗЕТ

Туризм БАЙАЗЕТ

Наследие Армении