Концерн 'БАЙАЗЕТ'

 

ЗАТИК - армянская пасха - «затвел - анджатвел» - избавление от мук.

 

 

Несмотря на то, что само название Армянская Святая Апостольская Церковь, говорит о том, что это церковь является православной, всё же существуют некоторые отличия в обрядах и догматах от Русской Православной Церкви, Греческой, Сербской, Болгарской и Румынской. Они касаются не только богослужения, при котором используется так называемый армянский обряд, но и правил расчёта празднования Пасхи.

В этом году произошло совпадение, и армянская Пасха - СУРБ ЗАТИК будет отмечаться также, как и в византийском православии - 20 апреля 2014 года.

Пасха - один из самых больших и светлых церковных праздников  - имеет особые сформированные в течение веков и уникальные для каждой области Армении традиции празднования.

Праздник Пасхи является для армянского народа особой традицией, которая является частью 1713 - летней армянской культуры.

Пасха является одним из самых крупных церковных праздников, имеет особые, сформированные в течение веков и уникальные для каждой области Армении, традиции празднования, в том числе, это касается специально украшенного Древа жизни и традиционных фигурок – «АКЛАТИЗ» и «УТИС ТАТ».

Символами Пасхи в старые времена являлись соломенные куклы - бабка УТИС, повелительница армянской кухни, и дед Пас, который держал в руках ровно 40 нитей, на конце каждой был привязан камешек. С каждым днем приближения Пасхи отвязывали по одному камешку, тем самым, ведя счет дней. Подобные фигурки, создать которые должна была уметь каждая армянская девушка, имели также цель воспитания детей в духе национальных традиций.
За полторы - две недели на тарелочках выращивали пшеницу. Этот обычай сохранился до сих пор. Неотъемлемой частью пасхального убранства дома являлось и пасхальное дерево, которое в пятничный вечер, за день до Пасхи пестро украшали расшитыми разноцветными нитями яйцами, а также кукламиАКЛАТИЗ.

Куклу АКЛАТИЗ, как символ удачи, ставили в доме с первого же дня Великого поста. Согласно поверью, она символизировала мужское начало. А после Пасхи женщины должны были сжечь или бросить АКЛАТИЗв воду.

Подготовка к празднованию начиналась после пяти часов Великой Субботы, когда по завершении церковного обряда АНДАСТАНА (освящения четырех сторон света) каждая женщина в своем доме начинала готовиться к празднованию.

На праздничном столе обязательно должен присутствовать нвикили СПИТАК БАНДЖАР, поскольку, по преданию, Богородица пеленала Христа листьями этого растения.

Кроме того, в этот день армянские хозяйки подают КУТАП - тесто с запеченной зеленью или фасолью с жареным луком, ГАТУ (изделие из теста с различной начинкой), разные виды зелени, в обязательном порядке - рыба, как символ этого дня, плов с сушеными абрикосами, сливой и изюмом. Плов с изюмом олицетворяет землю, заселенную Богом людьми, а изюминки - это избранные, преодолевшие в своей душе сомнения Фомы Неверующего и поверившие в Воскресение Христа.    

В  Армении и в Диаспоре зелень подают по - разному: в Иране, к примеру, армяне различную зелень обжаривают с яйцами, в Армении также готовят зелень, однако берут только одну разновидность: шпинат, спаржу или «сибех», который растет только на Армянском нагорье.

Так как в Пасху было принято проводить различные гадания, женщины пекли ГАТУ, в которую клали монету. Готовую ГАТУ разрезали по количеству членов семьи и кому попадалась монета, а тому в предстоящем году сулила неслыханная удача. Согласно поверью, в Пасху раздавали судьбу, и тот, кто засыпал этой ночью, тот лишался своей судьбы.                                                                                                   

Пасхальные яйца красят субботним вечером, причем красятся они только в красный цвет - «Только в Пасху мы красим яйца, поскольку яйцо символизирует Вселенную, скорлупа похожа на небо, пленка - на воздух, белок - на воду, а желток и есть сама земля. Когда мы берем в руки крашеное яйцо, мы провозглашаем наше спасенье» (Св. Григор Татеваци).

Традиционно армянские женщины должны были своими собственными руками изготовить или связать хотя бы одно декоративное яйцо, которое вешалось на традиционное пасхальное Древо жизни.

В каждом доме в светлый праздник, дети играют и соревнуясь, разбивают яйца. Часто к ним присоединяются и взрослые.

В старину народные гулянья продолжались до поздней ночи. В понедельник принято посещать могилы усопших.                            

Эти традиции продолжаются в каждой армянской семье, несмотря на то, где они находятся  -  непосредственно на родной земле или в разных уголках Земного шара.

 

Давайте встретим светлый праздник жизни вместе, разделим радость воскрешения Господня, и скажем друг другу

Քրիստոս հարյավ ի մեռելօց Օրհնյալ է հարությունը Քրիստոսի

(«Христос воскрес из мертвых!» — «Благословенно Воскресение Христово!»).

 

Кафе - ресторан

Фабрика БАЙАЗЕТ

Туризм БАЙАЗЕТ

Наследие Армении